Сделать домашней|Добавить в избранное
 



 
светлана гладышева - защита жилья и жилищных прав граждан » Новости » полный запрет на изъятие жилья у добросовестных приобретателей по искам органов власти не обеспечит защиту прав данной категории граждан.
Гладышева Светлана - Центр защиты жилья и жилищных прав

полный запрет на изъятие жилья у добросовестных приобретателей по искам органов власти не обеспечит защиту прав данной категории граждан.

  • Сообщить об ошибке

Общественная Палата Российской Федерации: полный запрет на изъятие жилья у добросовестных приобретателей по искам органов власти не обеспечит защиту прав данной категории граждан.


С 2015 года Минэкономразвития России разрабатывало законопроект о защите прав добросовестных приобретателей, жилье которых было истребовано по искам органов власти. Основаниями для подачи данных исков являются факты выявления незаконности выбытия жилых помещений из государственной или муниципальной собственности в результате нарушений, допущенных при приватизации жилья или оформлении в частную собственность выморочного имущества.
 Первоначальная версия законопроекта, подготовленная министерством, предусматривала:
 
  • запрет     на изъятие жилого помещения, выбывшего     из владения Российской Федерации,     субъекта РФ или муниципального     образования, от гражданина –     добросовестного приобретателя, для     которого оно на момент предъявления     иска является единственным, даже в     случае выбытия указанного помещения     из владения публично-правового     образования помимо его воли или     безвозмездного его приобретения;     
  • выплату     компенсации тем добросовестным     приобретателям, для которых спорное     имущество не является единственным;     
  • распространение     норм о выплате компенсации за изъятое     имущество на лиц, лишившихся жилья до     их вступления в силу.
 В ходе рассмотрения проекта в нулевом чтении в Общественной палате РФ 2 декабря 2016 года эксперты обозначили ряд недостатков проекта.
 В Госдуму соответствующий законопроект был внесен 8 августа текущего года. Поскольку его текст существенно отличается от первоначального, 19 сентября в ОП РФ состоялось повторное нулевое чтение по проекту.

Обновленная редакция законопроекта предусматривает введение полного запрета на истребование жилых помещений, выбывших из владения Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования от добросовестных приобретателей – его предлагается закрепить в ст. 302 Гражданского кодекса. Положений о выплате какой-либо компенсации или обеспечении иного возмещения лицам, уже лишившимся жилья, в нем не содержится, хотя необходимость соблюдения прав именно этой категории граждан легла в основу поручения Президента РФ о подготовке предложений по совершенствованию правовых механизмов защиты добросовестных приобретателей, приватизировавших жилье, при предъявлении органами власти виндикационных исков (подп. "б" п. 3 перечня поручений от 9 августа 2015 г. № Пр-1610). О том, что законопроект подготовлен непосредственно во исполнение данного поручения, говорится в пояснительной записке к документу.
 Также к минусам законопроекта эксперты отнесли снижение уровня защиты государственной и муниципальной собственности, ведь в случае его принятия органы власти и местного самоуправления не смогут обращаться в суд даже в тех случаях, когда имущество выбыло из их собственности в результате действий настоящих мошенников.
 Таким образом, смысла в принятии поправок, предусматривающих только защиту "на будущее" и ограничивающих конституционный принцип равенства всех форм собственности, нет, тем более что количество обращений граждан по поводу истребования у них квартир стабильно уменьшается, отметила заместитель секретаря ОП РФ Лидия Михеева. На судебную практику по данной категории дел повлияли и вынесенные в пользу граждан РФ решения ЕСПЧ, и прямое указание ВС РФ на необходимость соблюдения публично-правовыми образованиями в лице уполномоченных органов установленных законодательством сроков исковой давности (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 г. № 4). То есть исков в отношении, например, квартир, право частной собственности на которые оформлено 15 лет назад, не должно быть в принципе.

В то же время растет число случаев истребования земельных участков, которые много лет назад были выделены гражданам и организациям с нарушением норм земельного, строительного и природоохранного законодательства. Лидия Михеева подчеркнула, что законодатель уже предложил способ решения проблемы добросовестных приобретателей земли, приняв так называемый закон о лесной амнистии (Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ). Им, в частности, предусматривается – для земельных участков, права на которые возникли до 1 января 2016 года – приоритет сведений о категории земельного участка, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости или правоустанавливающих документах на участок, а не в государственном лесном реестре или лесном плане субъекта РФ  (ч. 3 ст. 14 Федерального закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ в новой редакции). Кроме того, установлено, что граждане, права на земельные участки которых прекращены на основании судебных решений, вступивших в законную силу до начала действия закона о лесной амнистии, в связи с тем, что данные объекты находятся в границах лесничества или лесопарка, вправе требовать судебного признания своих прав на них (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ). То есть речь идет фактически о пересмотре вступивших в законную силу судебных решений, соответствующие иски бывшие владельцы участков могут подать до 11 августа 2018 года.

Аналогичным образом должны быть защищены права добросовестных приобретателей, а таковыми являются все граждане, которые проверили данные об объекте недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости и не увидели там никаких обременений и ограничений использования, земельных участков, находящихся в пределах водного фонда, природоохранных зон и др., уверена Лидия Михеева.

Эксперты ОП РФ считают, что вместо ненужного внесения изменений в ГК РФ необходимо обеспечить своевременное выявление органами государственной власти и местного самоуправления, ведущими реестры принадлежащего им недвижимого имущества, фактов незаконного владения публичной собственностью, а также проведение органами Росреестра полноценной правовой экспертизы перед регистрацией права на недвижимое имущество, перехода или ограничения этого права, а также обременения имущества. Напомним, государственный реестр должен содержать данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права и основание его возникновения (ст. 8.1 ГК РФ).

При этом ОП РФ будет добиваться выплаты добросовестным приобретателям, которые уже лишились своего имущества, полноценной компенсации публично-правовыми образованиями, в пользу которых истребованы объекты недвижимости. Это послужит для последних стимулом к установлению конкретных должностных лиц, по вине которых имущество неправомерно выбыло из муниципальной или государственной собственности, и привлечения их к ответственности.

Кстати, положение о выплате компенсации бывшим собственникам изъятого имущества еще может быть включено в законопроект Минэкономразвития России. Как отметила начальник отдела использования федеральных земель министерского Департамента недвижимости Анастасия Бацева, окончательного решения по этому вопросу пока нет.

Ведущий советник аппарата Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Екатерина Бадулина в свою очередь отметила, что мнение ОП РФ о необходимости защиты прав добросовестных приобретателей не только жилых помещений, но и земельных участков, и иного недвижимого имущества будет учтено при рассмотрении нижней палатой парламента указанного законопроекта.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
 

Гладышева Светлана

Консультация: +7 (916) 082-87-59
Почта: info(@)gladysheva.ru

Почта: goodflat77@gmail.com