МНЕНИЯ

Беседина Анна Станиславовна

Эта ста­тья впер­вые бы­ла опуб­ли­ко­ва­на в 2012 го­ду. За­ко­но­да­тель­ство с тех пор из­ме­ни­лось, а вот опи­сан­ные ав­то­ром ста­тьи схе­мы хи­ще­ния зем­ли, на наш взгляд, ис­поль­зу­ют­ся до сих пор. Не­ко­то­рые эле­мен­ты так­же ис­поль­зу­ют­ся при хи­ще­нии го­су­дар­ствен­ных (му­ни­ци­паль­ных) квар­тир. Ста­тья под­го­тов­ле­на с уче­том за­ко­но­да­тель­ства, дей­ство­вав­ше­го в 2012 го­ду. Ма­те­ри­ал раз­ме­щен на на­шем сай­те с со­гла­сия ав­то­ра ста­тьи.

Об ав­то­ре:

Бе­се­ди­на Ан­на Ста­ни­сла­вов­на, кан­ди­дат юри­ди­че­ских на­ук, до­цент ка­фед­ры «Уго­лов­но­го пра­ва и про­цес­са». Фе­де­раль­ное го­су­дар­ствен­ное об­ра­зо­ва­тель­ное бюд­жет­ное учре­жде­ние выс­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния «Фи­нан­со­вый Уни­вер­си­тет при Пра­ви­тель­стве РФ»

Пра­во­вые ос­но­ва­ния со­вер­ше­ния сде­лок с зем­лей опре­де­ля­ют­ся Кон­сти­ту­ци­ей РФ, Граж­дан­ским ко­дек­сом РФ и Зе­мель­ным ко­дек­сом РФ, по­ло­же­ния ко­то­рых ре­гла­мен­ти­ру­ют воз­ник­но­ве­ние прав соб­ствен­но­сти на зем­лю в РФ.

Фи­зи­че­ское или юри­ди­че­ское ли­цо мо­жет при­об­ре­сти пра­во соб­ствен­но­сти на зем­лю, ли­бо по­лу­чить зе­мель­ный уча­сток в арен­ду[1]. Пра­ва на зем­лю в РФ долж­ны быть за­ре­ги­стри­ро­ва­ны в еди­ном го­су­дар­ствен­ном ре­ест­ре прав[2]. Зе­мель­ные участ­ки в РФ долж­ны быть сфор­ми­ро­ва­ны и по­став­ле­ны на го­су­дар­ствен­ный ка­даст­ро­вый учет, ко­то­рый пред­став­ля­ет со­бой си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ный свод до­ку­мен­ти­ро­ван­ных све­де­ний об объ­ек­тах го­су­дар­ствен­но­го ка­даст­ро­во­го уче­та, о пра­во­вом ре­жи­ме зе­мель в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, о ка­даст­ро­вой сто­и­мо­сти, ме­сто­по­ло­же­нии, раз­ме­рах зе­мель­ных участ­ков и проч­но свя­зан­ных с ни­ми объ­ек­тов не­дви­жи­мо­го иму­ще­ства[3]. В го­су­дар­ствен­ный зе­мель­ный ка­дастр вклю­ча­ет­ся ин­фор­ма­ция о субъ­ек­тах прав на зе­мель­ные участ­ки[4].

Управ­ле­ние го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции прав ка­даст­ра и кар­то­гра­фии Ро­сре­естр осу­ществ­ля­ет ре­ги­стра­цию прав на зе­мель­ные участ­ки и долж­на обес­пе­чи­вать[5]:
про­вер­ку дей­стви­тель­но­сти по­дан­ных за­яви­те­лем до­ку­мен­тов и на­ли­чия, со­от­вет­ству­ю­щих прав у под­го­то­вив­ше­го до­ку­мент ли­ца или ор­га­на вла­сти;
пра­во­вую экс­пер­ти­зу до­ку­мен­тов, пред­став­лен­ных на го­су­дар­ствен­ную ре­ги­стра­цию прав, в це­лях вы­яв­ле­ния их со­от­вет­ствия за­ко­но­да­тель­ству РФ, а так­же про­вер­ку за­кон­но­сти сдел­ки и т.д.

К со­жа­ле­нию, си­сте­ма ор­га­ни­за­ции ре­ги­стра­ции прав на зе­мель­ные участ­ки не за­щи­ща­ет пра­ва доб­ро­со­вест­ных по­ку­па­те­лей. Это свя­за­но и с кор­руп­ци­он­ной де­я­тель­но­стью лиц, за­ни­ма­ю­щих долж­но­сти граж­дан­ской го­су­дар­ствен­ной служ­бы, му­ни­ци­паль­ных слу­жа­щих, ка­даст­ро­вых ин­же­не­ров и но­та­ри­усов. Так же это со­пря­же­но с мо­шен­ни­че­ски­ми дей­стви­я­ми по­сред­ни­ков, участ­ву­ю­щих в сдел­ках с зе­мель­ны­ми участ­ка­ми и мас­со­вой под­дел­кой до­ку­мен­тов.

В свя­зи с мно­го­чис­лен­ны­ми ре­фор­ма­ми си­сте­мы го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции и из­ме­не­ни­ем усло­вий по­да­чи до­ку­мен­тов, а так­же их ко­ли­че­ства и форм по­явил­ся вы­со­кий со­блазн за­ра­ба­ты­вать боль­шие день­ги, по сред­ствам под­дел­ки до­ку­мен­тов, под­ло­га, ис­ка­же­ния све­де­ний го­су­дар­ствен­но­го зе­мель­но­го ка­даст­ра и уни­что­же­ния ар­хи­вов.

За­кон преду­смат­ри­ва­ет уго­лов­ную от­вет­ствен­ность за ре­ги­стра­цию за­ве­до­мо не­за­кон­ных сде­лок с зем­лей, ис­ка­же­ние учет­ных дан­ных го­су­дар­ствен­но­го зе­мель­но­го ка­даст­ра, а рав­но умыш­лен­ное за­ни­же­ние раз­ме­ров пла­те­жей за зем­лю, ес­ли эти де­я­ния со­вер­ше­ны из ко­рыст­ной или иной лич­ной за­ин­те­ре­со­ван­но­сти долж­ност­ным ли­цом с ис­поль­зо­ва­ни­ем сво­е­го слу­жеб­но­го по­ло­же­ния.

С эти­ми ви­да­ми пре­ступ­ле­ния, как пра­ви­ло, вза­и­мо­свя­за­ны: под­дел­ка до­ку­мен­тов, по­лу­че­ние взят­ки[6], да­ча взят­ки[7], мо­шен­ни­че­ство[6], при­сво­е­ние или рас­тра­та[6], по­сред­ни­че­ство во взят­ни­че­стве[6], слу­жеб­ный под­лог[6].

В ос­нов­ном пре­ступ­ле­ния, свя­зан­ные с не­за­кон­ной ре­ги­стра­ци­ей сде­лок с зем­лей со­вер­ша­ют­ся ор­га­ни­зо­ван­ной груп­пой лиц. В та­ких груп­пах участ­ву­ют долж­ност­ные ли­ца ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной или му­ни­ци­паль­ной вла­сти, ри­ел­то­ры, но­та­ри­усы, ли­ца, за­ни­ма­ю­щи­е­ся по­сред­ни­че­ской де­я­тель­но­стью и т.д.

Дан­ные до­ку­мен­ты из­го­тав­ли­ва­ют­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми, наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный спо­соб тех­ни­че­ская под­дел­ка под­пи­си, под­дел­ка про­стей­ших блан­ков, из­го­тов­ле­ние фаль­ши­вых до­ку­мен­тов. Все это де­ла­ет­ся с це­лью даль­ней­шей ре­ги­стра­ции пра­ва в Управ­ле­нии го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции прав, ка­даст­ра и кар­то­гра­фии и/или ФБУ «Ка­даст­ро­вая па­ла­та».

В на­сто­я­щее вре­мя всплы­ло огром­ное ко­ли­че­ство сде­лок с зем­лей за­ре­ги­стри­ро­ван­ных по под­дель­ным до­ку­мен­там с на­ча­ла 2000 го­дов. Пик при­шел­ся на тот мо­мент, ко­гда безум­ные оче­ре­ди страж­ду­щих по­лу­чить до­ку­мен­ты в ор­га­ни­за­ци­ях за­став­ля­ли лю­дей об­ра­тить­ся к по­сред­ни­кам за услу­га­ми по­лу­че­ния до­ку­мен­тов. От­сут­ствие воз­мож­но­сти про­ве­рить под­лин­ность до­ку­мен­тов при­ве­ло к то­му, что ли­ца, осу­ществ­ля­ю­щие по­сред­ни­че­ские услу­ги меж­ду го­су­дар­ствен­ны­ми и му­ни­ци­паль­ны­ми ор­га­на­ми и граж­да­на­ми ста­ли под­де­лы­вать до­ку­мен­ты.

Воз­ник­но­ве­ние та­кой про­бле­мы обу­слов­ле­но тем, что в РФ от­сут­ству­ет еди­ная ба­за ар­хив­ных све­де­ний, и к этим све­де­ни­ям нет до­сту­па у ре­ги­стри­ру­ю­ще­го ор­га­на. Ко­гда до­ку­мен­ты про­хо­дят юри­ди­че­скую экс­пер­ти­зу, их ни­кто не про­ве­ря­ет на под­лин­ность и на на­ли­чие в ар­хи­вах су­дов, ад­ми­ни­стра­ций му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний или ка­даст­ро­вой па­ла­те. Ав­то­ма­ти­че­ский за­прос до­ку­мен­тов из ре­ги­стри­ру­ю­ще­го ор­га­на устра­нил бы воз­мож­ность сда­чи на ре­ги­стра­цию под­дель­ных до­ку­мен­тов. К со­жа­ле­нию, это уве­ли­чит сро­ки го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции пра­ва, но при этом обез­опа­сит сдел­ки с зем­лей. Вто­рой фак­тор кро­ет­ся в са­мой ор­га­ни­за­ци­он­ной си­сте­ме при­е­ма до­ку­мен­та­ции. На го­су­дар­ствен­ную ре­ги­стра­цию сда­ют­ся ко­пии до­ку­мен­тов, све­рен­ных с под­лин­ным до­ку­мен­том. В по­сле­ду­ю­щем про­ве­сти экс­пер­ти­зу в от­но­ше­нии ко­пий до­ку­мен­тов бу­дет не­воз­мож­но. По­это­му пре­ступ­ни­ки не бо­ять­ся сда­вать на ре­ги­стра­цию под­дель­ные до­ку­мен­ты. Тре­тий фак­тор – это без­на­ка­зан­ность та­ких де­я­ний. Боль­шая часть та­ких пре­ступ­ле­ний оста­ет­ся не рас­кры­ты­ми, а те, по ко­то­рым вы­но­сят об­ви­ни­тель­ные при­го­во­ры, не не­сут в се­бе не­от­вра­ти­мо­го и жест­ко­го на­ка­за­ния. Санк­ция не со­от­вет­ству­ет то­му, ка­кие за­ра­бот­ки при­но­сит не­за­кон­ная де­я­тель­ность лиц, свя­зан­ная с зе­мель­ным обо­ро­том в Рос­сии.

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным ви­дом уго­лов­но-на­ка­зу­е­мых де­я­ний в дан­ной сфе­ре яв­ля­ет­ся по­лу­че­ние взят­ки и да­ча взят­ки. В этом слу­чае день­ги яв­ля­ют­ся га­ран­том то­го, что долж­ност­ное ли­цо не за­ме­тит под­дель­ных до­ку­мен­тов и уско­рит про­цесс ре­ги­стра­ции дан­ных до­ку­мен­тов.

В свя­зи с тем, что ар­хи­вы ра­нее хра­ни­лись в ад­ми­ни­стра­ци­ях го­род­ских и сель­ских по­се­ле­ний и зем­ля­ми рас­по­ря­жа­лись мест­ные ор­га­ны вла­сти му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний по­сел­ков, до­ступ к ар­хи­ву име­ли му­ни­ци­паль­ные слу­жа­щие ад­ми­ни­стра­ций го­ро­дов или по­сел­ков. Ре­фор­ма зе­мель­ных от­но­ше­ний с 2006 го­да да­ла по­след­ний шанс ру­ко­вод­ству му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний и ри­ел­то­рам за­ра­бо­тать день­ги на зе­мель­ных участ­ках. В эко­но­ми­че­ски раз­ви­тых рай­о­нах все зем­ли бы­ли рас­про­да­ны, или вы­де­ле­ны в соб­ствен­ность, дол­го­сроч­ную арен­ду ины­ми пу­тя­ми.

В се­ре­ди­не 2006 го­да управ­ле­ние зе­мель­ны­ми ре­сур­са­ми бы­ло пе­ре­да­но в му­ни­ци­паль­ные рай­о­ны. Ру­ко­вод­ство му­ни­ци­паль­ных рай­о­нов ста­ло ис­кать пу­ти из­вле­че­ния при­бы­ли за счет зем­ли. По­это­му ста­ли вы­яв­лять­ся фак­ты под­ло­га и уни­что­же­ния до­ку­мен­тов, ис­ка­же­ния све­де­ний о зем­ле, под­дел­ки до­ку­мен­тов.

Долж­ност­ные ли­ца мест­но­го са­мо­управ­ле­ния ста­ли под­кла­ды­вать до­пол­ни­тель­ные све­де­ния в ар­хи­вы про­шлых лет, с це­лью вы­де­ле­ния но­вых зе­мель­ных участ­ков ли­цам, ко­то­рым ра­нее дан­ные участ­ки не вы­да­ва­лись. Долж­ност­ные ли­ца по­лу­чи­ли воз­мож­ность уни­что­жать све­де­ния из ар­хи­вов и све­де­ния го­су­дар­ствен­но­го ка­даст­ро­во­го уче­та, с це­лью вы­де­ле­ния зе­мель­ных участ­ков по­втор­но.

На се­го­дняш­ний день по­яви­лась бес­про­иг­рыш­ная схе­ма изъ­я­тия зе­мель­ных участ­ков у их за­кон­ных вла­дель­цев или арен­да­то­ров. Долж­ное ли­цо или ка­даст­ро­вый ин­же­нер вы­да­ет под­дель­ную ка­даст­ро­вую вы­пис­ку на не су­ще­ству­ю­щий ка­даст­ро­вый но­мер. Ор­ган мест­но­го са­мо­управ­ле­ния за­клю­ча­ет с фи­зи­че­ским или юри­ди­че­ским ли­цом до­го­вор куп­ли-про­да­жи или арен­ды зе­мель­но­го участ­ка в со­от­вет­ствии с под­дель­ной ка­даст­ро­вой вы­пис­кой и ука­зы­ва­ет не су­ще­ству­ю­щий ка­даст­ро­вый но­мер. Пра­во ре­ги­стри­ру­ет­ся в еди­ном го­су­дар­ствен­ном ре­ест­ре прав. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя, по­яв­ля­ет­ся ли­цо - «за­каз­чик», ко­то­рое хо­чет при­об­ре­сти этот же зе­мель­ный уча­сток. Ис­хо­дя из си­ту­а­ции, по­яв­ля­ет­ся сле­ду­ю­щая схе­ма по­втор­но­го оформ­ле­ния зе­мель­но­го участ­ка. Ор­га­ном мест­но­го са­мо­управ­ле­ния рай­о­на утвер­жда­ет­ся схе­ма зе­мель­но­го участ­ка на ка­даст­ро­вой кар­те тер­ри­то­рии с ука­за­ни­ем дан­ных «за­каз­чи­ка». В дан­ной схе­ме ука­зы­ва­ет­ся дру­гой ад­рес зе­мель­но­го участ­ка и дру­гой вид раз­ре­шен­но­го ис­поль­зо­ва­ния. «За­каз­чи­ку» вы­да­ет­ся по­ста­нов­ле­ние об утвер­жде­нии схе­мы зе­мель­но­го участ­ка, и он на­прав­ля­ет до­ку­мен­ты в ФБУ «Ка­даст­ро­вая па­ла­та», где зе­мель­ный уча­сток про­хо­дит го­су­дар­ствен­ный ка­даст­ро­вый учет, в ре­зуль­та­те че­го вы­да­ет­ся ка­даст­ро­вая вы­пис­ка с ка­даст­ро­вым но­ме­ром зе­мель­но­го участ­ка. По­сле это­го ад­ми­ни­стра­ция му­ни­ци­паль­но­го рай­о­на за­клю­ча­ет до­го­вор арен­ды или куп­ли-про­да­жи с «За­каз­чи­ком». Пра­во ре­ги­стри­ру­ет­ся в еди­ном го­су­дар­ствен­ном ре­ест­ре. За­тем «За­каз­чик» пи­шет за­яв­ле­ние в тер­ри­то­ри­аль­ный ор­ган Про­ку­ра­ту­ры с тре­бо­ва­ни­ем про­ве­сти про­вер­ку по фак­ту на­ру­ше­ния прав соб­ствен­но­сти в от­но­ше­нии ли­ца, ко­то­рое пер­во­на­чаль­но офор­ми­ло зе­мель­ный уча­сток в соб­ствен­ность или арен­ду. Про­ку­ра­ту­ра да­ет за­клю­че­ние о том, что вы­ше­ука­зан­ный зе­мель­ный уча­сток не про­хо­дил го­су­дар­ствен­ный ка­даст­ро­вый учет. С этим за­клю­че­ни­ем За­каз­чик или пред­ста­ви­тель по до­ве­рен­но­сти об­ра­ща­ет­ся в суд с тре­бо­ва­ни­ем при­знать ра­нее за­клю­чен­ный до­го­вор не­дей­стви­тель­ным в со­от­вет­ствии со ст. 37 Зе­мель­но­го ко­дек­са РФ, ко­то­рая гла­сит, что зе­мель­ный уча­сток, не про­шед­ший го­су­дар­ствен­ный ка­даст­ро­вый учет не мо­жет яв­лять­ся объ­ек­том сдел­ки и до­го­во­ры, за­клю­чен­ные в от­но­ше­нии зе­мель­но­го участ­ка не про­шед­ше­го го­су­дар­ствен­ный ка­даст­ро­вый учет яв­ля­ют­ся не­дей­стви­тель­ны­ми. Суд вы­но­сит ре­ше­ние о при­зна­нии сдел­ки не­дей­стви­тель­ной. На ос­но­ва­нии ре­ше­ния су­да уда­ля­ет­ся за­пись в еди­ном го­су­дар­ствен­ном ре­ест­ре прав. Фак­ти­че­ски ли­цо, ко­то­рое при­об­ре­ло пра­во на зе­мель­ный уча­сток ра­нее оста­ет­ся без иму­ще­ства на ос­но­ва­нии за­кон­но­го ре­ше­ния су­да.

Име­ет­ся точ­но та­кая же схе­ма с оформ­ле­ни­ем зе­мель­ных участ­ков, толь­ко в ней не под­де­лы­ва­ют до­ку­мен­ты го­су­дар­ствен­но­го ка­даст­ро­во­го уче­та, а уни­что­жа­ют дан­ные в ар­хи­вах и элек­трон­ных ба­зах, без ве­де­ния вла­дель­цев.

По­яви­лись фак­ты не­за­кон­но­го изъ­я­тия участ­ков из зе­мель лес­но­го фон­да. Зе­мель­ный уча­сток лес­но­го фон­да без со­гла­сия соб­ствен­ни­ка, в ли­це го­су­дар­ства РФ, ста­вить­ся на ка­даст­ро­вый учет с умень­ше­ни­ем гра­ниц лес­но­го фон­да, на­хо­дя­щих­ся воз­ле по­се­ле­ний. Да­лее вы­но­сит­ся по­ста­нов­ле­ние гла­вы му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния о вы­де­ле­нии зе­мель­ных участ­ков из зе­мель по­се­ле­ний на под­став­ное ли­цо. Участ­ки про­хо­дят го­су­дар­ствен­ный ка­даст­ро­вый учет и ре­ги­стри­ру­ют­ся. За­тем че­рез не­ко­то­рое вре­мя про­да­ют­ся. Тем вре­ме­нем, зе­мель­ный уча­сток лес­но­го фон­да сни­ма­ет­ся с го­су­дар­ствен­но­го ка­даст­ро­во­го уче­та без со­гла­сия вла­дель­ца.

На­блю­да­ет­ся и та­кие слу­чаи про­ти­во­прав­ных дей­ствий, как из­ме­не­ния ви­да раз­ре­шен­но­го ис­поль­зо­ва­ния: на­при­мер, зе­мель­ным участ­кам, рас­по­ло­жен­ным в мас­си­ве участ­ков для раз­ре­шен­но­го ви­да ис­поль­зо­ва­ния под ин­ди­ви­ду­аль­ное жи­лищ­ное стро­и­тель­ство, без ос­но­ва­ний при­сва­и­ва­ют вид раз­ре­шен­но­го ис­поль­зо­ва­ния под дач­ное стро­и­тель­ство. С од­ной сто­ро­ны, это не про­ти­во­ре­чит за­ко­но­да­тель­ству РФ, но с дру­гой сто­ро­ны – это умыш­лен­ное за­ни­же­ние до­ход­ной ча­сти му­ни­ци­паль­но­го бюд­же­та. В опре­де­лен­ных слу­ча­ях та­кие дей­ствия не­об­хо­ди­мо ква­ли­фи­ци­ро­вать по ст. 170 УК РФ.

До­воль­но та­ки ча­сто встре­ча­ют­ся под­дель­ные по­ста­нов­ле­ния о пер­вич­ном вы­де­ле­нии зе­мель­ных участ­ков. Под­де­лы­ва­ют­ся до­ве­рен­но­сти с пол­но­мо­чи­я­ми о ре­а­ли­за­ции зе­мель­но­го участ­ка или под­пи­си в них.

В свя­зи с ре­ги­стра­ци­ей не­за­кон­ных сде­лок с зем­лей со­вер­ша­ет­ся огром­ное ко­ли­че­ство уго­лов­но на­ка­зу­е­мых де­я­ний, свя­зан­ных с кор­руп­ци­ей. Де­неж­ные воз­на­граж­де­ния по­лу­ча­ют долж­ност­ные ли­ца ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов, ор­га­нов но­та­ри­а­та. В свя­зи с тем, что по­сред­ни­ка­ми вы­сту­па­ют ри­ел­то­ры, ад­во­ка­ты и ли­ца, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щи­е­ся на оформ­ле­нии зе­мель­ных участ­ков, то рас­кры­тие пре­ступ­ле­ний свя­зан­ных с кор­руп­ци­ей ста­но­вить­ся не­по­сти­жи­мой за­да­чей.

Ре­ги­стра­ция за­ве­до­мо не­за­кон­ных сде­лок с зем­лей, ис­ка­же­ние учет­ных дан­ных го­су­дар­ствен­но­го зе­мель­но­го ка­даст­ра, а рав­но умыш­лен­ное за­ни­же­ние раз­ме­ров пла­те­жей за зем­лю, ес­ли эти де­я­ния со­вер­ше­ны из ко­рыст­ной или иной лич­ной за­ин­те­ре­со­ван­но­сти долж­ност­ным ли­цом с ис­поль­зо­ва­ни­ем сво­е­го слу­жеб­но­го по­ло­же­ния, на­ка­зы­ва­ют­ся штра­фом в раз­ме­ре до 80 тыс. руб. или в раз­ме­ре за­ра­бот­ной пла­ты или ино­го до­хо­да осуж­ден­но­го за пе­ри­од до 6 ме­ся­цев, ли­бо ли­ше­ни­ем пра­ва за­ни­мать опре­де­лен­ные долж­но­сти или за­ни­мать­ся опре­де­лен­ной де­я­тель­но­стью на срок до 3 лет, ли­бо обя­за­тель­ны­ми ра­бо­та­ми на срок от 120 до 180 ча­сов.

Ста­тья преду­смат­ри­ва­ет три са­мо­сто­я­тель­ных со­ста­ва пре­ступ­ле­ния. Об­щи­ми при­зна­ка­ми со­ста­вов пре­ступ­ле­ния по дан­ной ста­тье яв­ля­ют­ся:

- их со­вер­ше­ние долж­ност­ным ли­цом, т.е. на­ли­чие спе­ци­аль­но­го субъ­ек­та;

- пря­мой умы­сел, ко­рыст­ная или иная лич­ная за­ин­те­ре­со­ван­ность;

- ис­поль­зо­ва­ние сво­е­го слу­жеб­но­го по­ло­же­ния.

Пре­ступ­ле­ния, преду­смот­рен­ные дан­ны­ми со­ста­ва­ми, не тре­бу­ют на­ступ­ле­ния по­след­ствий и яв­ля­ют­ся окон­чен­ны­ми при со­вер­ше­нии дей­ствий. Ре­ги­стра­ция за­ве­до­мо не­за­кон­ных сде­лок с зем­лей вы­ра­жа­ет­ся в со­вер­ше­нии дей­ствий, преду­смот­рен­ных пра­во­вы­ми ак­та­ми, для при­да­ния сдел­ке с зем­лей долж­но­го юри­ди­че­ско­го зна­че­ния без над­ле­жа­щих к это­му ос­но­ва­ний.

Об­ще­ствен­ная опас­ность дан­но­го пре­ступ­ле­ния со­сто­ит в на­ру­ше­нии эко­но­ми­че­ских ин­те­ре­сов го­су­дар­ства, а так­же ра­вен­ства граж­дан как участ­ни­ков пра­во­во­го обо­ро­та зе­мель­ных участ­ков.

Не­за­кон­ные сдел­ки с зем­лей мо­гут при­ве­сти к воз­мож­но­му вы­ве­де­нию зем­ли из сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го обо­ро­та, не­за­кон­ной кон­цен­тра­ции зем­ли в од­них ру­ках, пре­вра­ще­нию ее в объ­ект не­пра­во­мер­ной спе­ку­ля­ции в эко­но­ми­че­ском смыс­ле это­го по­ня­тия, а так­же к воз­мож­но­му на­ру­ше­нию за­кон­ных прав и ин­те­ре­сов соб­ствен­ни­ков и иных вла­дель­цев зе­мель­ных участ­ков.

Ре­ги­стра­ция за­ве­до­мо не­за­кон­ных сде­лок с зем­лей вы­ра­жа­ет­ся в со­вер­ше­нии на ос­но­ве слу­жеб­но­го по­ло­же­ния дей­ствий, преду­смот­рен­ных пра­во­вы­ми ак­та­ми, для при­да­ния сдел­ке с зем­лей долж­но­го юри­ди­че­ско­го зна­че­ния без над­ле­жа­щих к это­му ос­но­ва­ний. Пре­ступ­ле­ние со­сто­ит в слу­жеб­ных дей­стви­ях долж­ност­ных лиц, обыч­но на ис­пол­ни­тель­ском уров­не кон­тро­ли­ру­ю­щих сдел­ки с зем­лей, ко­то­рые со­вер­ша­ют­ся с ис­поль­зо­ва­ни­ем слу­жеб­но­го по­ло­же­ния и на­прав­ле­ны на по­лу­че­ние раз­лич­ных вы­год, как са­мим долж­ност­ным ли­цом, так и участ­ни­ка­ми сде­лок. Для это­го долж­ност­ное ли­цо, ре­ги­стри­ру­ю­щее не­за­кон­ные сдел­ки, ис­ка­жа­ет важ­ней­шие учет­ные дан­ные о зем­ле, за­ни­жа­ет пла­ту за нее.

Об­ще­ствен­ная опас­ность пре­ступ­ле­ния при этом со­сто­ит в воз­мож­ном на­ру­ше­нии со­ци­аль­ных и эко­но­ми­че­ских ин­те­ре­сов го­су­дар­ства, уси­ле­нии кор­рум­пи­ро­ван­но­сти гос­ап­па­ра­та, на­ру­ше­нии ра­вен­ства граж­дан как участ­ни­ков пра­во­во­го обо­ро­та зе­мель­ных участ­ков. Кро­ме то­го, не­за­кон­ные сдел­ки с зем­лей мо­гут при­ве­сти к воз­мож­но­му вы­ве­де­нию зем­ли из сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го обо­ро­та, не­за­кон­ной кон­цен­тра­ции зем­ли в од­них ру­ках, пре­вра­ще­нию ее в объ­ект не­пра­во­мер­ной спе­ку­ля­ции в эко­но­ми­че­ском смыс­ле это­го по­ня­тия, а так­же к воз­мож­но­му на­ру­ше­нию за­кон­ных прав и ин­те­ре­сов соб­ствен­ни­ков и иных вла­дель­цев зе­мель­ных участ­ков.

По­лу­че­ние долж­ност­ным ли­цом, лич­но или че­рез по­сред­ни­ка взят­ки в ви­де де­нег, цен­ных бу­маг, ино­го иму­ще­ства ли­бо в ви­де не­за­кон­ных ока­за­ния ему услуг иму­ще­ствен­но­го ха­рак­те­ра, предо­став­ле­ния иных иму­ще­ствен­ных прав за со­вер­ше­ние дей­ствий (без­дей­ствие) в поль­зу взят­ко­да­те­ля или пред­став­ля­е­мых им лиц, ес­ли та­кие дей­ствия (без­дей­ствие) вхо­дят в слу­жеб­ные пол­но­мо­чия долж­ност­но­го ли­ца ли­бо ес­ли оно в си­лу долж­ност­но­го по­ло­же­ния мо­жет спо­соб­ство­вать та­ким дей­стви­ям (без­дей­ствию), а рав­но за об­щее по­кро­ви­тель­ство или по­пу­сти­тель­ство по служ­бе на­ка­зы­ва­ет­ся штра­фом, а так же ли­ше­ни­ем сво­бо­ды и ли­ше­ни­ем пра­ва за­ни­мать долж­ность. Но уве­ли­че­ние уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти не оста­нав­ли­ва­ет долж­ност­ных лиц от со­вер­ше­ния уго­лов­но на­ка­зу­е­мых де­я­ний, свя­зан­ных с кор­руп­ци­ей. На­хо­дит­ся мно­го спо­со­бов для то­го, что­бы ли­цо, оформ­ля­ю­щее до­ку­мен­ты на зе­мель­ный уча­сток са­мо при­нес­ло день­ги. В про­тив­ном слу­чае до­ку­мен­ты не под­пи­сы­ва­ют­ся, те­ря­ют­ся, пи­шет­ся на­ду­ман­ный от­каз, до­ку­мен­ты не рас­смат­ри­ва­ют­ся в срок. А в свя­зи с тем, что за про­во­лоч­ку, уте­рю до­ку­мен­тов и на­ду­ман­ный от­каз нет от­вет­ствен­но­сти у долж­ност­ных лиц ор­га­нов вла­сти, то без­на­ка­зан­ность да­ет воз­мож­ность им вы­мо­гать день­ги.

Ста­тья 163 Уго­лов­но­го ко­дек­са РФ ре­гла­мен­ти­ру­ет, что вы­мо­га­тель­ство - это тре­бо­ва­ние пе­ре­да­чи чу­жо­го иму­ще­ства или пра­ва на иму­ще­ство или со­вер­ше­ния дру­гих дей­ствий иму­ще­ствен­но­го ха­рак­те­ра под угро­зой при­ме­не­ния на­си­лия ли­бо уни­что­же­ния или по­вре­жде­ния чу­жо­го иму­ще­ства, а рав­но под угро­зой рас­про­стра­не­ния све­де­ний, по­зо­ря­щих по­тер­пев­ше­го или его близ­ких, ли­бо иных све­де­ний, ко­то­рые мо­гут при­чи­нить су­ще­ствен­ный вред пра­вам или за­кон­ным ин­те­ре­сам по­тер­пев­ше­го или его близ­ких. Зна­чит, Уго­лов­ный ко­декс РФ не со­дер­жит норм, в ко­то­рых ка­ра­лась бы де­я­тель­ность долж­ност­ных лиц за не­пра­во­мер­ный от­каз, за­держ­ку оформ­ле­ния до­ку­мен­тов и т.д.

Дей­стви­тель­ность вы­гля­дит сле­ду­ю­щим об­ра­зом. К при­ме­ру: Долж­ност­ное ли­цо го­су­дар­ствен­но­го или му­ни­ци­паль­но­го ор­га­на ви­дит, что зе­мель­ный уча­сток оформ­ля­ет юри­ди­че­ское ли­цо и на­чи­на­ет­ся че­ре­да от­ка­зов, до тех пор, по­ка не при­дут по­сред­ни­ки и не при­не­сут де­нег.

Фак­то­ров, де­тер­ми­ни­ру­ю­щих воз­ник­но­ве­ние пре­ступ­ле­ний, свя­зан­ных с не­за­кон­ной ре­ги­стра­ци­ей сде­лок с зем­лей, мо­шен­ни­че­ством и кор­руп­ци­ей в этой сфе­ре мно­го. По на­ше­му мне­нию, к ним от­но­сят­ся:

От­сут­ствие еди­ной си­сте­мы ар­хи­вов и до­сту­па к ин­фор­ма­ции упол­но­мо­чен­ных ор­га­нов. Не­об­хо­ди­мо но­та­ри­усам и го­су­дар­ствен­ным ре­ги­стра­ци­он­ным ор­га­нам иметь до­ступ к ар­хи­вам для про­вер­ки до­ку­мен­тов, предо­став­лен­ных для го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции или для со­вер­ше­ния сдел­ки. До­ку­мен­ты долж­ны пе­ре­да­вать­ся из ар­хи­вов в ре­ги­стри­ру­ю­щий ор­ган или но­та­ри­усу, ми­нуя за­яви­те­ля, с це­лью устра­не­ния воз­мож­ной под­дел­ки до­ку­мен­тов.

От­сут­ствие пер­со­наль­ной уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти долж­ност­ных лиц, ко­то­рые ви­зи­ру­ют до­ку­мен­ты или при­ни­ма­ют ре­ше­ния, на ос­но­ва­нии ко­то­рых про­из­во­дит­ся ре­ги­стра­ция или вы­да­ют­ся от­ка­зы.

От­сут­ствие от­вет­ствен­но­сти долж­ност­но­го ли­ца за уте­рю до­ку­мен­тов.

От­сут­ству­ет ре­гла­мен­ти­ро­ван­ный про­цесс по воз­ме­ще­нию ущер­ба при­чи­нен­но­го долж­ност­ны­ми ли­ца­ми по­тер­пев­шим. На се­го­дняш­ний день име­ет­ся пра­во­вой про­бел, и Пра­ви­тель­ство РФ не раз­ра­бо­та­ло по­ло­же­ние о по­ряд­ке воз­ме­ще­ния средств доб­ро­со­вест­ным при­об­ре­та­те­лям зе­мель­ных участ­ков.

За­ни­же­на санк­ция в ста­тье 170 УК РФ. Ре­аль­ное на­ка­за­ние долж­но быть жест­че. Долж­но быть преду­смот­ре­но ли­ше­ние сво­бо­ды на срок от 3-х лет.

Долж­ны быть да­ны разъ­яс­не­ния по по­ряд­ку рас­сле­до­ва­ния пре­ступ­ле­ний, свя­зан­ных с не­за­кон­ной ре­ги­стра­ци­ей сде­лок с зем­лей, мо­шен­ни­че­ством и кор­руп­ци­ей в этой сфе­ре. Граж­да­не РФ столк­ну­лись с не­воз­мож­но­стью воз­буж­де­ния уго­лов­ных дел по та­ким ви­дам пре­ступ­ле­ния и при­вле­че­нию к от­вет­ствен­но­сти лиц, со­вер­шив­ших дан­ные де­я­ния. Это зна­чит, что они ли­ше­ны за­щи­ты сво­их прав, по­лу­че­ния ком­пен­са­ций и по­те­рян­ных де­неж­ных средств. В та­ких усло­вия нет де­мо­кра­тии, и от­сут­ству­ет за­щи­та прав и за­кон­ных ин­те­ре­сов граж­дан РФ.

Не­об­хо­ди­мо вво­дить пер­со­наль­ную уго­лов­ную от­вет­ствен­ность долж­ност­ных лиц след­ствен­ных ор­га­нов за не­за­кон­но вы­не­сен­ные по­ста­нов­ле­ния, ко­то­рые на­ру­ша­ют нор­мы УПК РФ и за без­дей­ствие след­ствен­ных ор­га­нов. 80% дел, свя­зан­ных с не­за­кон­ной ре­ги­стра­ци­ей сде­лок с зем­лей, мо­шен­ни­че­ством и кор­руп­ци­ей в этой сфе­ре при­оста­нов­ле­ны в свя­зи с от­сут­стви­ем об­ви­ня­е­мых. В та­ких де­лах от­сут­ству­ют по­тер­пев­шие, так как го­су­дар­ство не хо­чет пла­тить за бес­пре­дел долж­ност­ных лиц ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной и му­ни­ци­паль­ной вла­сти.

В це­лом не­об­хо­ди­мо в Рос­сии по­ме­нять под­ход к соб­ствен­но­сти на зе­мель­ные участ­ки фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц, по­ряд­ку со­вер­ше­ния сде­лок с зе­мель­ны­ми участ­ка­ми. Убрать в за­ко­но­да­тель­стве раз­но­чте­ния и про­бе­лы, при ко­то­рых мож­но ме­нять вид раз­ре­шен­но­го ис­поль­зо­ва­ния зе­мель­но­го участ­ка, в свя­зи, с чем и ме­нять ка­даст­ро­вую сто­и­мость зе­мель­но­го участ­ка, а зна­чит и вы­куп­ную це­ну за не­го.

В ре­зуль­та­те не­од­но­знач­но­го про­чте­ния за­ко­но­да­тель­ства, от­сут­ствия чет­ких не дву­смыс­лен­ных за­ко­но­да­тель­ных норм име­ет­ся боль­шой со­блазн пре­сту­пить за­кон. Го­су­дар­ство обя­за­но про­ра­бо­тать во­про­сы, свя­зан­ные с пра­ви­ла­ми оформ­ле­ния зе­мель­ных участ­ков и вве­сти пер­со­наль­ную уго­лов­ную от­вет­ствен­ность долж­ност­ных лиц, ви­зи­ру­ю­щих до­ку­мен­ты, при­ни­ма­ю­щих ре­ше­ния и хра­ня­щих ар­хи­вы.

Не­об­хо­ди­мо сло­мать си­сте­му без­на­ка­зан­но­сти за со­вер­ше­ние пре­ступ­ле­ний, свя­зан­ных с не­за­кон­ной ре­ги­стра­ци­ей сде­лок с зем­лей, мо­шен­ни­че­ством и кор­руп­ци­ей в этой сфе­ре.

[1] Пра­во по­жиз­нен­но­го на­сле­ду­е­мо­го вла­де­ния зе­мель­ным участ­ком (ст. 265 ГК РФ), пра­во по­сто­ян­но­го (бес­сроч­но­го) поль­зо­ва­ния зе­мель­ным участ­ком (ст. 268), серви­ту­ты (ст. 274 и 277). до­го­во­ры рен­ты (ст. 583, 586, 587 ГК РФ); ме­ны, да­ре­ния (ст. 567-581); по­жерт­во­ва­ния (ст. 582); арен­ды (ст. 606-609); до­го­во­ра без­воз­мезд­но­го поль­зо­ва­ния (ст. 689), стра­хо­ва­ния, до­ве­ри­тель­но­го управ­ле­ния иму­ще­ством (ст. 1012-1013 ГК РФ).

[2] Фе­де­раль­ный за­кон "О го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции прав на не­дви­жи­мое иму­ще­ство и сде­лок с ним" от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ.

[3] Фе­де­раль­ный за­кон от 2.01.2000 г. N 28-ФЗ (с изм. и доп. от 22.08.04 г.) "О го­су­дар­ствен­ном зе­мель­ном ка­даст­ре";

[4] СЗ РФ: 1997. № 48. Ст: 5546; 1998. № 2. Ст. 263;

[5] Фе­де­раль­ный за­кон "О ре­ги­стра­ции прав на не­дви­жи­мое иму­ще­ство и сде­лок с ним" от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ.

[6] Ст. 290, 159, 160, 291.1, 292 Уго­лов­ный ко­декс РФ.м

[7] По­ста­нов­ле­ние Пле­ну­ма Вер­хов­но­го Су­да РФ от 10 фев­ра­ля 2000 г. № 6.

ДРУГИЕ МНЕНИЯ