МНЕНИЯ

А тогда для чего нужен Росреестр?
Так сложилось, что факты государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также связанные с ними гарантии государства для собственников и покупателей недвижимости на практике оказались фикцией. Свидетельство о государственной регистрации права с легкой руки чиновников превратилось в пустую бумажку. Государственные регистраторы на основании поддельных или недействительных документов регистрируют сделки и в большинстве случаев никакой реальной ответственности за это не несут. Они ведут себя как обычные «клерки» — принял бумаги и выдал бумаги. А что там в этих бумагах значения уже не имеет.
Тот же Верховный Суд РФ в своих разъяснениях фактически исходит из того, что гражданам не следует доверять Росреестру.
Как следует из «Обзора судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей, по искам государственных органов и органов местного самоуправления», утвержденного 1 октября 2014 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, приобретатель недвижимости должен не только «ознакомиться со всеми правоустанавливающими документами на недвижимость», да еще и «выяснить основания возникновения у продавца недвижимого имущества права собственности».
Странно, что и Росреестр, и Верховный Суд РФ, да и другие органы государственной власти «забыли» о том, что при введении в Российской Федерации института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним представители государства неоднократно заявляли о том, что это делается с целью защиты собственников недвижимости от различных противоправных посягательств на их собственность, а также для обеспечения стабильности гражданского оборота.
Из этого же понимания смысла государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним исходит практика Европейского Суда по правам человека (см. Постановления Европейского Суда по правам человека по делам «Гладышева против России» и «Столярова против России»).
Любой другой подход может привести к тому, что «иные факты, обусловленные конкретными обстоятельствами дела» судьи (см. вышеуказанный «Обзор судебной практики»), исходя из своего внутреннего убеждения, будут рассматривать как признак недобросовестности.
Если, в целях обеспечения безопасности прав собственников недвижимости, государство осуществляет государственную регистрацию прав на это имущество, то именно государство отвечает за последствия регистрации перехода права собственности от собственника недвижимости (в особенности, когда этим собственником является само государство) к мошеннику. А вовсе не гражданин, который доверяя гарантиям государства, абсолютно легально покупает такое имущество на вторичном рынке недвижимости.